При определении ответственности авиаперевозчика за недостачу груза нужно руководствоваться нормами ст. 119 Воздушного кодекса РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2009 № 12367/09).
Страховая компания застраховала груз, переданный страхователем авиакомпании для доставки получателю. Принимая груз, получатель обнаружил недостачу двух мест, признанную страховым случаем. Страховая компания обратилась с иском в суд о взыскании стоимости похищенного груза с авиаперевозчика.
Суды всех инстанций, удовлетворяя требования страховой компании, исходили из того, что авиакомпания как перевозчик в силу ст. 796 ГК РФ должна нести ответственность за недостачу груза в размере его стоимости.
Несмотря на то что при решении вопросов об ответственности перевозчика ст. 793 ГК РФ отсылает к транспортным уставам и кодексам, суды не применили ст. 119 Воздушного кодекса РФ, отметив, что она регулирует ответственность воздушного перевозчика только в правоотношениях с пассажирами.
ВАС РФ при рассмотрении дела в порядке надзора с таким подходом не согласился. Гражданский и Воздушный кодексы РФ — федеральные законы, они имеют одинаковую юридическую силу, однако в вопросе об ответственности авиаперевозчика у Воздушного кодекса РФ приоритет в силу специфики. В подпункте 2 п. 1 ст. 119 этого Кодекса установлена ответственность авиаперевозчика за недостачу груза при сдаче к перевозке без объявления ценности, что имело место в отношении недостающего груза. Анализ терминологии, используемой в Воздушном кодексе РФ, позволяет утверждать, что в отношении перевозки граждан и их имущества употребляются термины «пассажир» и «багаж», в отношении коммерческих перевозок — соответственно «грузоотправитель», «грузополучатель» и «груз». Поскольку в ст. 119 Воздушного кодекса РФ в том числе предусмотрен размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение груза, она применима к правоотношениям по перевозке с участием юридических лиц.
Таким образом, ответственность авиаперевозчика за утрату груза, который принят к перевозке без объявления ценности, не может превышать 600 руб. за 1 кг веса (п. 2 ст. 119 Воздушного кодекса РФ). Это нужно учитывать при заключении договоров перевозки и в случае перевозки дорогостоящих грузов объявлять их стоимость. Тогда авиаперевозчик будет нести ответственность в размере объявленной ценности груза (п. 1 ст. 119 Воздушного кодекса РФ).
Что делать:
- Оформите Коммерческий акт с привлечением третей стороны, (лучше всего сотрудника ЛОВД Аэропорта) и полным описанием недостачи (порчи) вложения каждого места груза.
- Если Ваш груз был застрахован, то обратитесь в страховую компанию
- Если Вы не страховали перевозку, то составьте Претензию в произвольной форме на имя претензионного отдела (Генерального директора) Авиакомпании-перевозчика с описанием произошедшего, Вашими требованиями и обратным адресом.
- Передайте претензию непосредственно с уведомлением (регистрацией входящей) или через Агента, взявшего у Вас оплату за перевозку. Обязательно приложите копии накладной, коммерческого акта, все документы, подтверждающие стоимость Ваших требований.
- Если Авиакомпания Вам не ответила в установленный срок, то лучше найти адвоката для обращения в суд.